Архитектурные стили

На протяжении тысячелетий человечество строит себе жильё, здания и сооружения различных предназначений. В разные периоды существования цивилизации, в различных местах на планете применялись различные подходы к формированию конструктивных и декоративных элементов зданий и сооружений, характерные для конкретной местности, культуры, периода истории, а также под влиянием иных факторов. Так на протяжении веков формировалась архитектура. А различия между особенностями той или иной совокупностью элементов, характерных черт, различий, направлений мысли архитекторов, как художников, в XVIII веке стали именовать «архитектурным стилем». Являясь туристом, любителем архитектурных шедевров, гуляя по европейским улицам, посещая российский Санкт-Петербург и другие города, полезно знать хотя бы основные направления архитектурных стилей. На этой странице мы будем собирать архитектурные стили, с которыми сами сталкивались в своих путешествиях. В настоящее время это далеко не исчерпывающий перечень, это расшифровка стилей архитектуры зданий и сооружений, которые представлены на нашем ресурсе. Но мы надеемся, что через какое-то время нам удастся посетить архитектурные шедевры всех стилей на нашей планете.


Архитектура Древнего мира

Архитектура древнего мира — условная группировка множества различных типов построек древности от протоархитектуры до построек железного века. В настоящее время из архитектуры древнего мира мы посетили только дольмены Краснодарского края в России, которые относят к постройкам бронзового века, период которого пришелся на 3,3 -1 тысячелетие до нашей эры. Дольмены — постройки, относящиеся к мегалитам, которые в свою очередь представляют собой постройки из каменных глыб. Долгие споры ученных о предназначении дольменов находятся на завершающей стадии. Абсолютное большинство уверено в предназначении дольменов, как в культовых, погребальных сооружений. Что-то вроде предшественника кладбищенских храмов. Такой вывод подтверждается тем, что в непосредственной близости к дольменам…

Где можно встретить архитектуру древнего мира
НаправленияПериодГеографияПредставители
Архитектура древнего
мира
10 тыс. до н.э —
1 тыс. до н.э.
весь мир
Дольмены5 тыс. до н.э —
2 тыс. до н.э.
Кавказ, Европа,
Северная Африка,
Корея, Индия
1. Составной дольмен из долины реки Жане,
примерно 3 — вторая половина 2 тыс. лет до н. э.

2. Более поздний дольмен с орнаментом
той же долины реки Жане

Кромлехи2 тыс. до н.э.-
600 гг до н.э.
встречаются
и сейчас
вся Евразия1. Шаманский жертвенник (Тагыл) у села Кош-Агач
построен недавно, однако, судя по скифским древним идолам рядом,
построен на месте древнего кромлеха


2. Стоунхендж — самый известный в мире кромлех

Романский стиль

С суровой готикой мы уже разобрались. Это едва ли не классический стиль средневековых замков Европы. Однако, еще до возникновения готики в Европе главенствовал Романский стиль в архитектуре. Такой же суровый, но, на наш взгляд более аскетичный, менее помпезный, как говориться, ничего лишнего, только суровая средневековая архитектура. Период популярности романской архитектуры: начало XI — начало XIII века. Основные постройки романского стиля: замки, крепости, укрепленные монастыри, церкви-крепости. Романская архитектура отличается массивностью, полной гармонией с окружающими ландшафтами. Порой кажется, что здание в романском стиле здесь не построено, а создано самой природой. Здания романского стиля, имея оборонительные функции, отличаются толстыми стенами, узкими, иногда щелевидными…

НаправленияПериодГеографияПредставители
Романский стильНачало XI —
начало XIII
века
Европа1. Каменецкая башня-донжон
XIII век
Неороманский стильсередина XIX века —
1920 годы
Европа,
Северная
Америка
1. Замок Нойшванштайн,
1869-1890

2. Костел Божьего Тела в Иказне,
Беларусь.
1906 — 1912

3. Костел Рождества Пресвятой
Девы Марии в Браславе,
Беларусь.
1824 — 1897

Готика и Неоготика

В период среднего и позднего средневековья, с конца XIII по начало XVI веков в Европе получает широкое распространение готический стиль в архитектуре. Готику европейских стран от иных стилей отличает заметное стремление ввысь, сочетание мрачноватости конструкции и изящества, обилие декора. Остроконечные шпили, пинакли, шатры башен, стрельчатые арки оконных и дверных проёмов, вимперги и прочие остроконечные элементы создают, если говорить простыми словами, такую иллюзию, будто о здание можно уколоться. В то же время все средневековые замки строились в готическом стиле, при этом у них не наблюдается обилия декора, а отличает их только мрачность и аутентичность, отсутствие штукатурки, сочетание каменной и кирпичной кладки….

НаправленияПериодГеографияПредставители
Готикаконец XIII —
начало XVI века
Европа1. Тракайский замок в Литве,
1409 год

2. Лидский замок Гедымина

3. Краковский барбакан
Неоготикаконец XVIII
— начало XX века
Европа, Россия,
Северная Америка
1. Кафедральный собор
Непорочного Зачатия
Пресвятой Девы Марии
в Москве

2. Католический Собор
Святейшего Сердца Иисуса

в Ташкенте

3. Новая ратуша в Мюнхене

Барокко, Рококо и Необарокко

В середине XVI века в Риме под влиянием новых веяний эпохи полного рассвета Ренесанса в Европе рождается новое направление в архитектуре под названием барокко. Этот термин в переводе с итальянского означает что-то вроде «причудливый», «склонный к излишествам». Стиль барокко в архитектуре современных европейских городов сегодня воспринимается как норма, а в период его зарождения была непривычна его напыщенность, перегруженность архитектурным декором, имевшим пластичные, гибкие формы. Торжественность барокко отмечают многие историки архитектуры. Если посмотреть на здания в стиле барокко, можно убедиться, насколько они празднично выглядят, словно барышня эпохи Возрождения в пышном платье. Излюбленный элемент архитекторов барокко — волюты, это характерные завитки, который…

НаправленияПериодГеографияПредставители
БароккоСередина XVI
— конец XVIII вв
Европа, Америка,
Россия
1. Бенедиктинский
монастырь Этталь
в Баварии


2. Костёл Святых
апостолов Петра и
Павла в Кракове


Петровское бароккоПервая четверть
XVIII века
Санкт-Петербург1. Петропавловский
собор
в Санкт-Петербурге


2. Ворота
Петропавловской
крепости
в Санкт-Петербурге
Елизаветинское бароккоСередина XVIII
века
Санкт-Петербург1. Зимний дворец
в Санкт-Петербурге

Виленское бароккоВторая половина
XVIII века
Великое
княжество
Литовское
1. Фарный костел в Гродно

2. Архикафедральный
собор в Минске


3. Софийский собор
в Полоцке

РококоВторая четверть
и середина XVIII века
Европа, Россия1. Дворец Линдерхоф
в Баварии

НеобароккоСередина XIX векаЕвропа, Америка,
Япония, Россия
1. Здание районного
суда Мюнхена


2. Дворцово-парковый
комплекс в п.Желудок
,
Беларусь

Ренессанс в архитектуре

Всем известная эпоха Ренессанса, или в переводе с французского «Возрождение«, началась после длительной упаднической в каком-то смысле эпохи — «дикого» средневековья, которое наступило, как ни странно, после более цивилизованной античности. Ренессанс означал возврат к духовным основам античности, стремлению к прекрасному, что было в Древней Греции и Древнем Риме, возвышение гуманизма в противовес предыдущим религиозным гонениям личности. Несмотря на то, что сама эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии, архитектура подошла к этой точке только в XV столетии и продолжалась до начала XVII века, пока на смену ей не пришли барокко и классицизм. Перелом в такой период случился и в…

НаправленияПериодГеографияПредставители
РенессансXV — первая
половина XVII 
века
Европа1. Церковь Святого
Михаила в Мюнхене
1597

2. Собор Преображения
Господня в Заславле
1577

3. Костел Святого
Юрия в Кремянице
1620
Маньеризм
(поздний ренессанс
или
раннее барокко)
1520-1600Европа1. Костел Божьего
Тела в Несвиже
1593

Классицизм в архитектуре

Классицизм или классический стиль в архитектуре возник на руинах античных стилей в XVII веке и был популярен вплоть до XIX и даже начала XX века. Основной идеей было возрождение эстетики, декора, конструктивизма архитектуры эпохи Древнего Рима и Древней Греции. В период Возрождения (Ренессанса) возврат к идеалам античности ознаменовал возрождение во всех сферах культуры, политики, социальной сферы. Согласно исследованиям классицизм в этот период возник примерно в одно и то же время во Франции и в Англии. Существует также синоним термина «классицизм в архитектуре», который звучит как «палладианство«. Термин родился от фамилии Андреа Палладио, итальянского архитектора, который еще в конце XVI века…

НаправленияПериодГеографияПредставители
Классицизм
(палладианство),
Неоклассицизм
XVII — XIX векаВесь мир1. Исаакиевский собор
в Санкт-Петербурге

2. Дворец великого князя
Николая Николаевича –
младшего Романова
в Санкт-Петербурге

3. Могилевский кафедральный
костел Святого Станислава

4. Дворец Румянцевых-
Паскевичей в Гомеле

Модерн архитектурный

Слово «модерн» происходит из французского языка, где он по сути означает «современный». Модерн в архитектуре просуществовал в Европе недолго, вероятно из-за начавшейся первой мировой войны. Зародился он в последнее десятилетие XIX века и закончился, как уже было отмечено, примерно в 1914 году с началом первой мировой войны. Однако, за столь короткий период архитектурный модерн успел настолько плотно охватить улицы европейских городов, что мы и сегодня с умилением любим гулять по европейским узким живописным улочкам между рядов жилой застройки конца XIX — начала XX века, которая в абсолютном большинстве носит характер модерна либо эклектики с преобладанием черт модерна. Примеры таких улочек…

НаправленияПЕРИОДГеографияПредставители
Модернпоследнее десятилетие
XIX века — до первой мировой, 1914 года
Европа1. Дом компании Зингер
на Невском проспекте
Санкт-Петербурга

2. Доходный дом купца
Лейбы Маянца в Гомеле

3. Здание Бийского
драматического театра

4. Здание Орловского
коммерческого банка
в Гомеле

Ампир

Ампир, происходящий от французского Empire — империя, возникший при правлении Наполеона Бонапарта, считается завершающей стадией классицизма. Иногда его называют поздним классицизмом. Здание главпочтамта в Минске на проспекте Независимости — представитель «сталинского» ампира Ампир в общих чертах передает стилистику классицизма, поэтому порой сложно различить по некоторым особенностям. Ампир более насыщенный, более торжественный, богатый декором, нежели более спокойный классицизм. Ампирые здания отличаются наличием многих декоративных элементов: панно, гирлянды, молдинги, карнизы, кронштейны, наличники, сандрики, балюстрады балконов и крыши, колонны и пилястры различных ордеров, преимущественно коринфского, скульптуры, барельефы и прочие элементы. Простыми словами, если здание в классическом стиле выглядит слишком богато и торжественно, то это…

НаправленияПериодГеографияПредставители
Ампирпервая половина
XIX века
Европа,
Россия
1. Казанский кафедральный собор
в Санкт-Петербурге
Сталинский
Ампир
20-50 года
XX века
СССР1. Ворота Минска

2. Здания проспекта Независимости
в Минске

3. «Сталинские» высотки
Москвы

Русский, неорусский (псевдорусский) стиль

Как известно, Петр Первый всеми силами привносил в Россию культурные ценности Западной Европы. Без сомнения, в свое время это было верным шагом, так как страна значительно отставала в различных отраслях и направлениях. Не исключением стала и архитектура. В то время в Европе наиболее популярными были барокко в больше мере и рококо в меньшей. В этот период и возникает термин «петровское барокко» (00-30-е годы XVIII века в Санкт-Петербурге. Однако, спустя примерно столетие (XIX-начало XX столетия), русские архитекторы обратили свой взор на древнерусское зодчество, откуда смогли взять и в значительной степени обогатить национальные русские элементы в архитектуре: кокошники, колонки, национальный орнамент, прясла,…

НаправленияПериодГеографияПредставители
Русский,
неорусский,
псевдорусский

стили
конец XIX-
начало XX
столетия
Россия1. Здание Государственного
исторического музея
в Москве

2. Храм Спас на Крови,
Санкт-Петербург

3. Здание верхних торговых
рядов (ГУМа) в Москве

4. Церковь Покрова Пресвятой
Богородицы
в деревне Мильковщина,
Беларусь

5. Покровский собор
в Гродно

6. Часовня-усыпальница
князей Паскевичей
в Гомеле

Византийский и Русско-Византийский стили

Византийский стиль в архитектуре оказал значительное влияние на другие направления, в частности на его основе возникли османский и русско-византийские стили, под его влиянием была сформирована венецианская архитектура периода, предшествующего распространению готики в Европе. Собор Святой Недели в Софии возведен в византийском архитектурном стиле Византийская архитектура изучается в современном мире на основе религиозных сооружений — памятников архитектуры. Этому способствует тот простой факт, что, к сожалению, светских строений сохранилось очень мало. Византийский стиль отличается монументальностью сооружения, наличием главного огромного центрального полусферического купола, что в теории получило название центрально-купольной системы. В неовизантийском стиле возникает многокупольные конструкции, однако, в этом случае всё равно присутствует…

НаправленияПериодГеографияПредставители
Византийский
стиль
Начало IV века —
середина XV века
Поздняя
Римская империя,
Византия
1. Софийский собор. София

2. Собор Святой Недели. 
София
Неовизантийский
стиль
1840-1914Европа,
Российская
империя
1. Храм Александра Невского
в Софии

2. Морской Никольский
собор в Кронштадте
Русско-
Византийский
стиль
1800-1914Россия1. Кафедральный собор
Успения Пресвятой
Богородицы в Бийске

2. Свято-Феодоровский
собор в Пинске

Османский стиль в архитектуре

Османский архитектурный стиль зародился в в XV—XVI веках. Значительное влияние на архитектуру мечетей в османском исламском стиле оказала византийская архитектура. Завоеванный в 1453 году Константинополь (Ныне — Стамбул, Турция) и павшая Византия стали началом перестройки византийских храмов в исламские мечети. Созданный образ бывших византийский христианских храмов с достроенными рядом минаретами, плотно укрепился в стилистике османских мечетей. В общем виде мечеть в османском архитектурном стиле выглядит как многоугольное в плане здание с огромным центральным полусферическим куполом на низком барабане большого даметра и от одного до десяти минаретов, чаще от одного до четырех. Получается, что определить османский архитектурный стиль мечети не сложно….

НаправленияПериодГеографияПредставители
Османский
стиль
XV — XVIII векаОсманская
империя
1. Мечеть шахидов в Баку

2. Мечеть Баня Баши в Софии

Персидский исламский стиль

Персидская архитектура одна из богатейших в мире, берет свою историю еще с древности, со времен доахеменидской архитектуры Ирана. Кто не в курсе, Иран — это преемник древней Персии, поэтому Персидский стиль часто называют Иранским. Иран вплоть до 1935 года носил имя Персия. В VI—IV веках до нашей эры существует Ахеменидская империя, при которой архитектура Персии набирает новый темп в строительстве столицы Пасаргады. Позднее, возникает империя Сасанидов со своей архитектурой в городе Ктесифон. Однако, в VII веке нашей эры Персию захватывают арабы, принесшие свою новую монотеистическую религию — ислам. С этого периода основными архитектурными шедеврами становятся дворцы и мечети. Главенствует такая архитектура…

НаправленияПериодГеографияПредставители
Персидский
исламский
стиль
IX — XVI
века
Персия
(современный
Иран),
Средняя Азия
1. Медресе Баракхан

2. Медресе Кукельдаш в Ташкенте

Среднеазиатская исламская архитектура

Специалисты выделяют целую ветку архитектуры Востока, называя ее «исламской архитектурой«. При этом среднеазиатской архитектуре здесь определено отдельное место среди архитектурных стилей наряду с османским и персидским стилями. С типовыми представителями среднеазиатского стиля в архитектуре мы встретились в солнечном Ташкенте. Такого обилия превосходных мечетей, как в этом городе, нам не приходилось встречать нигде. К тому же этот архитектурный стиль из восточных сказок ни с чем не перепутать Характерными чертами узбекской исламской архитектуры, отличающей ее от других, является наличие таких элементов: пештак, минареты, стрельчатые арки оконных и дверных проемов, обилие национального орнамента на фасаде, огромные купола, часто встречаются арабески. Порталы или айваны…

НаправленияПериодГеографияПредставители
Узбекская
исламская
архитектура
IX  — XX
века
Средняя (Центральная)
Азия
1. Соборная мечеть имени
Шейха Мухаммада
Садыка Мухаммада
Юсуфа в Ташкенте

2. Джоме мечеть
Убай Ибн Каб в Ташкенте

3. Мечеть Минор в Ташкенте

Мавританский стиль

В время арабского завоевания Испании, произошедшего в период 711—718 годов, основными воинами были мавры – выходцы из северной Африки. В этот период под влиянием мавританской культуры в сочетании с местными традициями в зодчестве возник новый стиль в архитектуре. Мавританский стиль обладает изяществом и благородством линий и пропорций, причудливыми сплетениями и декором, каким-то странным образом передающий именно арабско-африканско-европейское переплетение культур. Для мавританского стиля характерно использование обильного декора, арочных конструкций, панно, медальонов и т.п.

НаправленияПериодГеографияПредставители
Мавританский стильVIII — XIV
века
Северная
Африка,
Испания,
Европа
Неомавританский стильВторая половина
XIX века —
начало XX
века
Европа,
Индия
1. Особняк Арсения Морозова
в Москве

2. Большая хоральная синагога
в Гродно
Большая хоральная синагога. Гродно
%d такие блоггеры, как: