Музей еврейского сопротивления в Новогрудке

Тема холокоста достаточно тяжела для всех небезразличных людей. Не укладывается в голове, как такое могло твориться во вроде бы цивилизованном XX веке, в цивилизованной вроде бы Европе. Видимо, человек обречен на существование с животным инстинктом убивать. Тем не менее хочется, чтобы современные правители мира учились на страшных ошибках прошлого, а не постоянно повторяли новые. В небольшом городе БеларусиНовогрудке есть музей, который рассказывает условно успешную историю новогрудского гетто, где погибло более 4,5 тысячи местных евреев, но части узников удалось бежать от страшной судьбы, прорыв подземный тоннель длиной около 200 метров.

Историческая справка: Основой создания музея послужила история новогрудского гетто. Как известно, в Беларуси до второй мировой войны проживало достаточно много евреев. В небольшом городе Новогрудок их численность составила около 6 тысяч человек. 4 июля 1941 года город был оккупирован фашистской Германией. С первых дней оккупации нацисты начали жестокие расправы над еврейским населением города. Обязали всех нашить «звезду Давида», расстреляли беспорядочно около 100 человек еврейской национальности. 6 декабря 1941 поступил приказ всем евреям собраться у здания воеводского суда, построенного в 20-е годы, когда эта территория принадлежала Польше. Люди мерзли всю ночь, в которую выдалось около 15 градусов ниже нуля. Только утром следующего дня им разрешили войти в здание, которое к тому же не смогло вместить такое количество людей. В тот день абсолютно беспорядочно без всякой логики были приговорены к смерти порядка 500 человек. Остальных несколько тысяч человек были согнаны в два гетто. Одно из них расположилось в конюшнях и мастерских воеводского суда. Здания были обнесены колючей проволокой, по периметру выставлена охрана.

Высокое белое здание — здание воеводского суда (сохранилось). Левее от здания — бараки. Средний сохранился, именно в нем открыта экспозиция. Красные здания — мастерские (сохранились).

8 декабря 1941 года было расстреляно еще почти 3 тысячи человек. Забегая вперед, отметим, что до осени 1943 года нацисты успели уничтожить в Новогрудке не менее 10000 евреев. Периодически нацисты проводили массовые расстрелы, которые к 1943 году уничтожили всех евреев в Новогрудских гетто. Около 350 человек удалось спастись. В гетто были тяжелейшие условия.

Очевидцы говорят о том, что на территории не росла зелень, не водились мыши, крысы, не залетали птицы. Всё, что могло употребляться в пищу, незамедлительно употреблялось. К весне 1942 года узникам гетто приходит четкое понимание, что нацисты не планируют никого оставлять в живых. Начинаются побеги, которые отчасти стали возможными в связи с таким фактом, что охрану гетто осуществляли жители Новогрудка, которые по сути не так давно были добрыми соседями. В связи с этим фактом жесткой охраны, по словам очевидцев, в гетто не было.

Основная история музея — это рытье тоннеля и побег с его помощью. Однако, отдельного внимания заслуживает история еврейского мальчика Иделя, который совершив успешный побег, вынужден был добровольно вернуться в гетто. К тому времени парню было 14 лет.

Левый ряд, третье фото — Идель Каган. Правый ряд — семья Кушнеров. Средний ряд, четвертое фото сверху — Михля Сосновская на празднике Пурим в костюме бабочки, ставшая прототипом девочки на скульптурной композиции в 2017 году.

Идель Каган рос в семье сапожника. Его отец Янкель и старший брат Моше занимались этим ремеслом. Идель принял самостоятельное решение бежать из гетто 22 декабря 1942 года. В этот период было известно о партизанском отряде Бельского, основной целью которого было спасение еврейского населения от нацистов. Именно к ним пытались прорваться многие узники еврейских гетто. Так же планировал и Идель. Как мы отметили выше, охрана гетто не была организована на высоком уровне, что позволило мальчику спокойно бежать через въездные ворота, когда они были открыты для подвоза материалов для мастерских. Укрыться удалось в небольшом леске, который был рядом. Там Иделя ждали уже 14 человек, планировавшие отправиться в отряд Бельского. Изначально было известно, что встреча с партизанами произойдет в полночь. 22 декабря выдался морозным днем, к тому же было сложно идти по высокому мягкому снегу порядка 8 километров. Катастрофой оказался неокрепший лед на реке, которую необходимо было пересечь на своем пути. Все участники оказались в ледяной воде. У Иделя промокли насквозь валенки, стал налипать снег, что усложнило передвижение. На встречу к партизанам они опоздали. Следующая встреча могла состояться только через три дня. Идель, почувствовав замерзание, принимает сложнейшее для себя решение вернуться в гетто, чтобы спасти свою жизнь. Мальчик сумел незаметно смешаться с толпой и проникнуть обратно в лагерь. Отец не смог снять валенки, которые примерзли к ногам. Очень нужные в таких условиях валенки пришлось разрезать и увидеть почерневшие от мороза пальцы ребенка. В это сложно поверить, это сложно представить, но ампутацию в этих нечеловеческих условиях проводил дантист без анестезии, лекарств и обычными щипцами для удаления зубов, когда началась гангрена. После всей этой ужасной истории, мальчик выжил, научился ходить без пальцев ног, прополз 200-метровый тоннель, и успешно бежал со всеми в отряд Бельского. После войны парень отправился в Лондон, основал свой бизнес, стал миллионером, дожил до наших дней. Идель Каган, взявший в Англии имя Джек посещал Новогрудок в 1991 году с инициативой открыть музей еврейского сопротивления. Он вместе с директором краеведческого музея по крупицам восстановили всю историю гетто и побега. Не стало Джека Кагана в декабре 2017 года.

Среди узников также примечательны были Зейдель и его дочь Рая по фамилии Кушнер. Это прадед и бабушка известного в США девелопера, бизнесмена Джареда Кари Кушнера, который к тому же является зятем 45 президента США Дональда Трампа.

Верхнее фото — Рая Кушнер, нижнее фото — Зейдель Наум Кушнер

Семья Кушнеров в Новогрудке относились к крепкому среднему классу. У них были мастерские по отделке мехов, магазины. Семья состояла из шести человек, в том числе три дочери и сын Ханан. Есть сведения, что с приходом в 1939 году советской власти, дело всей жизни Зейделя и его семьи было отнято. В декабре 1941 года первой расстреляли старшую дочь Эстер. 7 мая 1943 года расстреляли супругу Хинду. Зейдель был скорняком — мастером по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий. Именно это спасло ему жизнь.

Данные последних исследований говорят о том, что идейным вдохновителем и руководителем побега через тоннель была именно Рая Кушнер, хотя до недавнего времени эти роли отводили сапожнику Иделю Вассерману и Берлу Йоселевичу. Ханан вместе с другими молодыми евреями рыл тоннель, две сестры Лея и Рая помогали прятать землю. К сожалению, Ханан оказался в числе многих убитых на выходе из тоннеля. Зейделю Науму, Рае и Лее удалось спастись и достичь лагеря Бельских. В 1944 году, после освобождения Новогрудка от оккупации, Кушнеры вернулись в Новогрудок, однако долго не смогли оставаться там, где всё напоминало об ужасах гетто, о потере родных и близких. Семья воспользовалась своим правом польских граждан переехать в Польшу, граница которой с 1939 значительно передвинулась на запад. Из Польши Кушнеры мигрировали в Венгрию, затем в США. В отряде Бельских Рая познакомилась к Иосифом Берковичем, который взял фамилию супруги после бракосочетания в Будапеште.  

Но вернемся к тоннелю, который стал дорогой жизни для 125 человек. К 1943 году в гетто осталось около 300-350 человек. Идея с тоннелем выглядит несколько утопически, однако, в гетто люди, которым уже нечего терять. И все довольно быстро соглашаются. Работы по рытью тоннеля производились вахтовым методом по 2 человека ночью. Рытье тоннеля началось под нарами, чтобы его не обнаружили охранники.

Изначально землю складировали также под нары. Когда закончилось место, землю стали носить не чердак. Но и там вскоре места не стало. Узники носили землю, в чем могли, вплоть до карманов, и высыпали ее в старый колодец. Для ускорения процесса узниками была построена небольшая тележка, способная вывозить землю из тоннеля. В гетто нашелся электрик Авраам Раковский, который, вынося из мастерских небольшие провода, сумел провести в тоннеле электрический свет. В тоннеле были установлены опоры, защищающие от обвалов земли, а также сделаны незаметные для охраны вентиляционные отверстия. Спустя 4 месяца организованных действий, тоннель был готов к основному действию — к побегу. Высота и ширина тоннеля составляли примерно 70 см на 70 см. Длина по разным данным от 200 до 250 метров, глубина залегания около 1,5 метров под землей.

Во избежание паники, в критических условиях были розданы клочки бумаги, где было написано имя человека, за которым нужно следовать. Таким образом, были исключены споры о том, кто и по какой причине пойдет раньше, так как никто не знал очередности человека, идущего перед ним. Побег был организован достаточно продумано. К счастью узников началась гроза. Узники предварительно немного повредили кровью с целью создания дополнительного шума от ветра. Несколько раз узники умудрялись отключать и вновь включать электричество, чтобы охрана свыклась с мыслью, что свет скоро появится. Перед побегом свет был отключен. Не все согласились бежать. Некоторые спрятались на чердаке, ожидая, когда нацисты покинут пустой лагерь. Им пришлось ждать 2 недели, тем не менее, им удалось выжить. Побег всё же был раскрыт, когда часть людей было еще внутри тоннеля. Открылся хаотичный огонь в сторону выхода из тоннеля, множество людей погибло. Выжить удалось лишь 125 человек.

В 1991 году в историко-краеведческий музей зашел представительный мужчина в возрасте, пояснивший, что он приехал из Лондона. После осмотра экспозиций, гость задал вопрос, а есть ли информация о евреях. Таким вопросом незнакомец поставил в затруднительное положение директора музея. Гостем оказался Джек Каган, тот самый мальчик Идель, которому ампутировали пальцы ног в лагере. По его инициативе и с огромным вкладом директора местного краеведческого музея по крупицам были восстановлены исторические факт. Кропотливая работа заняла долгие годы, 24 июля 2007 года в Новогрудке появилась отдельная экспозиция, посвященная истории, рассказанной нами выше. Осенью 2014 года здесь появился сад справедливости и милосердия в честь белорусов и поляков, которые помогали, спасая евреев от неминуемой смерти. В Новогрудке уже пять раз бывал Чарльз Кушнер, американский бизнесмен, сын Раи Кушнер. Чарльз пожертвовал средства на музей, он же в 2017 году профинансировал строительство стены памяти, которая была открыта 8 июля 2019 года. 26 сентября 2017 года был установлен мемориал: девочка-бабочка и дерево жизни.

Место нахождения: Беларусь, Новогрудок, улица Минская, вглубь двора между домами 64 и 66 (на территории училища)

Координаты: 53.598084, 25.839082

Посмотреть на карте

Режим работы: 9.00-18.00, выходной — понедельник. Посещение возможно только по предварительной записи по телефону +375 1597 21470 или в краеведческом музее Новогрудка (по улице Гродненской, 2).

Стоимость: 24 BYN за экскурсию (около 9 USD)

Сайт: http://navagrudak.museum.by/node/39064

Уже перед самым входом в музей ощущается холодок. Декорации экспозиций в значительной мере передают ужас того времени, трагическую судьбу многих евреев Новогрудка. Основная экспозиция находится в здании конюшни воеводского суда. Именно здесь содержались узники, прорывшие тоннель.

В главном зале музея можно ознакомиться с личностями на фотографиях, с бесстрашными людьми, прошедшими настоящий ад на земле. Это фотографии Иделя Кагана, его родных, семьи Кушнеров, девочки Михли и других. Также посетитель может ознакомиться с известными личностями знаменитого партизанского отряда братьев Бельских.

Также здесь представлены макет новогрудского гетто, приспособления для рытья тоннеля и другие артефакты, найденные при раскопках. Символичным является имитация тоннеля под нарами.

Соседняя комната показывает условия проживания евреев на 13 квадратных метров около 20 человек с использованием трехэтажных нар. Можно увидеть и представить, какие здесь были нечеловеческие условия, антисанитария, насекомые, запах. Люди не мылись месяцами.

Это далеко не всё. Музей продолжается под открытым небом. Здесь обозначен путь тоннеля, рядом установлен мемориальный знак в виде скульптурной композиции девочки Михли Сосновской, которая нарядилась в бабочку на еврейский праздник Пурим, а также дерево жизни, стебли которого несмотря на то, что сухие, продолжают жить. На вершине дерева жизни — звезда Давида с пальмой в центре.

Еще дальше, вдоль линии тоннеля информационные стенды, описывающие каждый шаг, всю информацию об организации побега, строительстве тоннеля, людях, которые стали выше своих страхов.

Остатки тоннеля можно посмотреть сквозь установленные стекла рядом со стендами. К сожалению, нам ничего увидеть не удалось в виду того, что стекло было покрыто инеем с обратной стороны. Возможно, в летний период повезет больше. Справа находится сад справедливости и милосердия, который посажен в честь белорусов и поляков, помогавших евреям во времена холокоста. Заканчивается экспозиция стеной памяти, установленной здесь в 2019 году по проекту архитектора Георгия Заборского.

Стена содержит 227 имен узников, которых удалось установить в результате проведенной грандиозной работы. Имена написаны на русском языке, английском и иврите. Таблички с именами выживших нанесены рядом с отверстием в стене, которое символизирует жизнь. Таблички с именами рядом с гранитным камнем означают погибших. Имена, расположенные в местах, где нет ни того ни другого, означают неизвестную судьбу узника.

Завершает этот страшный мемориал, который безусловно должен посетить каждый турист, приезжающий в Новогрудок, памятный знак инициаторов строительства стены — семьи Чарльза Кушнера.

Эта экскурсия была одной из самых интересных и жутких за последние годы. К сожалению, нам не удалось с первого раза попасть в музей, так как необходимо предварительное согласование по телефону (информация выше). В данном случае не хочется говорить, рекомендуем посещение, хочется сказать, обязательно к посещению. Ведь страшно и удивительно, что человечество так быстро забывает трагедии прошлого, истории, у которых нет срока давности, зверства, авторами которых являются политики, а исполнителями вчерашние порядочные люди. Когда один человек убивает другого в наш сегодняшний XXI век, то стоит задуматься и остановиться. Посмотрите, как преступная идеология промыла мозги не только своим гражданам, но и многим жителям оккупированной территории. Евреи Новогрудка были очень удивлены действиям немцев, которые еще не так давно, в первую мировую войну, обходились весьма порядочно со всеми жителями захваченных территорий. Пора делать выводы…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: