Маршрут построен

Костел Святой Анны в Вильнюсе

Продолжая свои прогулки по мрачному, но великолепному Вильнюсу, встречаем потрясающий пример поздней средневековой готики, которую еще называют «пламенеющей готикой». Костел Святой Анны ввиду нашей особой любви к готической архитектуре является одним из излюбленных объектов в столице Литвы. Храм по истине великолепен настолько, что существует легенда, согласно которой Наполеон в 1812 году, будучи в Вильно, сожалел, что такую красоту нельзя перенести в Париж.

Историческая справка: В 1394 году в исторических документах впервые упоминается деревянный костел Святой Анны в Вильно. На рубежах XV-XIV веков был возведен первый каменный храм. Интересно, что в это же время возводился рядом стоящий каменный костел бернардинцев. Однако уже почти построенный храм в 1500 году рухнул из-за ошибок проектирования. В 1501 году костел Святой Анны был освящен, бернардинцы перенесли свои богослужения сюда, но приходским он при этом продолжал быть. Существует мнение, что фундатором (меценатом, лицом, финансирующим строительство) был сам великий князь литовский, а позднее и король польский Александр Ягеллончик (Александр II), внук известного Владислава II Ягайло (Ягелло), основателя династии Ягеллонов. Мнения об авторе храма на сегодняшний день расходятся. По одной версии, архитектором был Михаель Энкингер из Данцига (современный Гданьск, Польша). По второй версии, авторство приписывают Бенедикту Райту, архитектору Вавельского замка.

В 1564 году в костеле случился пожар. По этой причине здание было заброшено до 80-х годов XVI века. Только в 1581 усилиями Николая Радзивилла Чёрного святыню восстановили. Считается, что после этой реконструкции фасад здания в целом сохранился до наших дней. В дальнейшем, после пожара XVII века изменения были внесены только в интерьер. Внутри костела появились элементы барокко, в частности, в этом стиле были перестроены три алтаря. Храм сохранил свой внешний облик и после пожара 1761 года, и после восстания Тадеуша Костюшко и после войны 1812 года. Кроме того, не изменили внешний облик также многочисленные реставрации XIX-XX веков.

Костел Святой Анны в ансамбле с колокольней и костелом бернардинцев
(Святых Франциска и Бернардина). Вильно. 1874 год.

Место нахождения: Литва, Вильнюс, улица Майронё (Maironio), 8

Координаты: 54.68316164576408, 25.293048833852513

Посмотреть на карте

Костел Святой Анны, как было уже упомянуто выше, — произведение искусств архитектуры поздней готики или, как ее еще называют, пламенеющей готики. Выполнено здание из искусно сложенного красного кирпича, не оштукатурено.

Специалисты утверждают, что аналогов костелу Святой Анны в Вильнюсе нет во всей готической архитектуре Европы. Изящные пластичные линии главного фасада не повторяются ни в одном готическом строении Западной Европы. Главный фасад здания является предметом особого восхищения.

Цокольный этаж с тремя арками отделяется карнизом от верхних ярусов. Две боковые башни и одна центральная по мнению некоторых исследователей символизируют столпы Гедиминовы. Средняя килевидная декоративная арка словно связывает все элементы, стремящиеся ввысь, в единый пучок. К слову, килевидные арки в целом не характерны для готической архитектуры в отличие от стрельчатых. На втором ярусе между тремя башнями едва заметны два небольших эркера, завершенные пинаклями.

Все башни и пинакли завершаются фиалами с интересным элементом готики, которые называются крабами и напоминают распускающиеся на стволе дерева листьями. При этом фиалы не завершаются, как обычно, крестоцветом, а декорируются флюгерами, декором в виде солнца на пинаклях, и крестами на башнях. Отдельно стоящая колокольня выполнена в тон с основным зданием. Однако построена она была гораздо позже, в 1873 или 1874 году. Соответственно ее архитектурный стиль определяется уже как неоготика. При этом специалисты как правило дают невысокую оценку попытке имитации архитектуры под стилистику основного здания. Хорошо, что мы не специалисты, и нас ничем не смутило изящество колокольни)

Точно также специалисты не щедры на высокие оценки интерьеру костела. Здесь можем согласиться. Интерьер не перегружен декором, нет фресок, лепнины и прочих декораций. С ходу в глаза бросаются нервюрные своды, особенно в надалтарном пространстве. Изящно выполнены три барочных алтаря, при этом интересно, что мы видим три алтаря в однонефном храме. Все алтари двухъярусные.

Кстати, оригинальный цвет кирпича, из которого возведен костел, желтый. Красный цвет он приобрел после пожара 1761 года. Материалу стен не смогли вернуть оригинальный цвет из-за закопченности. Было принято решение покрасить фасад в красный цвет. Сегодня храм Святой Анны в старом городе Вильнюса, как и много веков назад, возвышается в ансамбле с монастырем и костелом бернардинцев. А рядом с ним находится памятник почитаемому в Литве, Беларуси и Польше поэту Адаму Мицкевичу.

Невозможно быть равнодушным при виде красоты такого древнего и интересного храма. Не удивительно, что белорусский писатель Максим Богданович даже посвятил архитектурному памятнику свои строки:

Костел Св. Анны в Вильне.

Максим Богданович

Чтоб заживить на сердце раны,
Чтоб освежить усталый ум,
Придите в Вильну к храму Анны,
Там исчезает горечь дум…

* Полный текст стихотворения тут

Парк Мтацминда и тбилисский фуникулёр

Эти две достопримечательности непосредственно связаны между собой, так как фуникулер поднимает вас на гору Мтацминда, где раскинулся одноименный парк с аттракционами и великолепными видами Тбилиси, как это любят говорить, с высоты птичьего полета. К тому же пластиковая карта, которую необходимо купить для движения на фуникулёре, является тем же атрибутом в парке, который можно пополнять с целью посещения конкретного аттракциона.

Историческая справка: В 1900 году городскими властями было принято решение о строительстве фуникулёра на гору Мтацминда. Проектом руководил бельгийский инженер Альфонс Роби. Строительство завершилось в 1905 году. В советское время фуникулер реконструирован, верхняя станция была снесена и на ее месте в 1938 году построено большое здание, напоминающее вокзал. В это же время на горе был организован парк культуры и отдыха имени Сталина. Немногим позднее начали появляться аттракционы. В конце 60-х годов XX века была перестроена нижняя станция в стиле модернизма. В июне 2000 года произошел обрыв троса, в результате чего незначительно пострадали 20 человек из числа иностранных туристов. После этого случая фуникулер не функционировал 12 лет. Только в октябре 2012 года после реконструкции австрийско-швейцарской компанией фуникулер вновь заработал.

Место нахождения: Грузия, Тбилиси, гора Мтацминда, нижняя станция Фуникулёра улица Даниеля Чонкадзе, 22. Чтобы попасть на автомобиле на парковку парка, необходимо двигаться к координатам 41.69371794974418, 44.78599495957851

Координаты: 41.69480219295431, 44.78243653068202

Посмотреть на карте

Время работы: Точная информация о времени работы парка отсутствует на официальных ресурсах. Предположительно это с 12:00 до 23:45. На сайте размещена информация о том, что парк работает все четыре сезона, однако может быть закрыт из-за погодных условий. Фуникулёр при этом работает ежедневно с 9:00 до 4:00 следующего дня.

Стоимость посещения: Стоимость пластиковой карты — 2 лари ₾ (около 0,75 $), можно купить одну на всю семью. Детские аттракционы от 2,5 до 8 ₾ (около 1-3 $), экстрим-зона от 6 до 12 ₾ (около 2,2-4,5 $), семейная зона от 1 до 10 ₾ (около 0,4-4,7 $). Актуальные цены смотрите на сайте парка. Поездка на фуникулёре в одну сторону стоит 10 лари ₾ (около 3,7 $) по состоянию на ноябрь 2022.

Сайт: park.ge

Начало нашего пути было положено с нижней станции фуникулёра. Она находится в несколько непонятном месте, мы даже не сразу поняли, что приехали правильно. Станция теряется среди обычной невысокой застройки прошлого века. Несмотря на немалую очередь, мы достаточно быстро оказались в кабинках, напоминающих трамвайные, но с характерным наклоном по вертикали. Карточку за 2 лари можно купить одну на всю семью и ей же воспользоваться при посещении развлечений.

Подъем в гору на таком экзотическом для нас транспорте вызывает неподдельный интерес. Как только кабинка поднимается выше деревьев, скрывающих вид на город, начинается «щекотание высотой». Виды становятся великолепными. Небольшая остановка на средней станции «Пантеон» и вот мы на верхней станции, которая возведена в каком-то «грузинском неоклассицизме» с местными мотивами в архитектуре.

Первым делом на любой горе нас всегда интересуют виды. Гора Мтацминда гораздо серьезнее, чем холм Сололаки, на который вас отвезет канатная дорога из Парка Рике. Здесь совершенная иной масштаб. Это мы еще больше почувствовали, когда пешком пошли по ступенькам через Пантеон. К слову, Мтациминда имеет интересный перевод — Святая гора: «Мта» — гора, «цминда» — святая. Название ее идет глубоко в историю, ее название было получено от одного из ассирийских отцов — Отца Давида, который в последствии ушел отсюда на юго-восток, где и основал монастырь Давид-Гареджи, о котором мы уже упоминали на страницах своего ресурса.

Гора Мтацминда является самой высокой точкой грузинской столицы, ее высота составляет 770 метров над уровнем моря. Перепад высот на фуникулёре составляет 267 метров, длина пути более 500 метров. Отправление вагонов каждые 20 минут, время в пути — 3 минуты. Наверху, прямо на станции, также находится излюбленный жителями и гостями столицы ресторан с видом на город, на горы. На улице стоят столики, где сквозь балюстраду можно продолжительное время любоваться красотой Тбилиси. А можно уединиться подальше от толп туристов и любоваться молча на такие вот пейзажи.

Вдоволь навосхищавшись видами, мы отправились изучать парк. Он достаточно приятно облагорожен, хватает мест, чтобы на скамьях укрыться от зноя под тенью деревьев, отдохнуть. Небольшое неудобство заключалось в том, что с верхней станции пришлось гулять в гору, что не очень удобно жару. Оказывается, главный вход в парк находится с обратной стороны, куда подъезжают городские автобусы.

Но не стоит переживать. Парк удобно обходить по кругу. То есть, если вы сейчас поднимаетесь в гору, назад вы будете с нее спускаться, и наоборот. Зато мы изучили все развлечения, выбрали пару-тройку понравившихся и отправились осуществлять задуманное.

Площадь парка составляет 18 гектар. Количество аттракционов более 60, дополнительно игровые зоны и площадки, кафе, рестораны. Парк однозначно подходит как для неспешного семейного отдыха, релакса, так и для веселого времяпровождения веселой шумной компанией.

Еще одной достопримечательностью известной горы является тбилисская телебашня. Надо отметить, что она интересна, как инженерное сооружение, но не настолько впечатляет, как другие. Как например, ташкентская телебашня.

Если долго не рассказывать о наших покатушках по аттракционам, то нам понравилось: подъем на фуникулёре, виды с горы Мтацминда на город, прогулка по парку, спуск по лестнице с горы через известный тбилисский некрополь, называемый Пантеоном, где много захоронений известных личностей. К сожалению, от парка развлечений в виде аттракционов мы ожидали большего. Настроение немного подупало после того, как мы захотели посмотреть на город с колеса обозрения. Там была огромная очередь под палящим солнцем с температурой почти 40, при этом каждые 2 кабинки зачем-то пропускались, и только в третью садили «пассажиров».

Мы решили, что в этот день не стоит сгорать на солнце, покатаемся в другой раз. В целом в парке немного не хватает уюта. Многие аттракционы требуют минимального ухода: покраски, например. Но его стоит посетить по совокупным причинам, о которых мы уже написали выше. Дальше мы отправились искать спуск в Пантеону, который с ходу не совсем заметен. Чтобы его найти, нужно, стоя лицом к станции пойти направо как можно дальше. Приятного отдыха!

Водопад Мериси

Водопад Мериси стал первым природным объектом, посещенным нами после второго приезда в Батуми. Это было одно из наших интереснейших приключений на пути к красивому месту в пределах природного парка Мачахела. Путь к водопаду лежал через горные дороги, местами очень увлекательные, местами страшные, но в целом очень живописные.

Историческая справка: Сколь-нибудь существенных исторических сведений о водопаде Мериси мы не нашли. Известны лишь факты последних нескольких лет. Водопад сегодня еще не успел набрать популярность в широких туристических кругах. От Трансаджарской трассы к водопаду лежит горная дорога через населенные пункты. Асфальтированной она стала совсем недавно. Да и не до самого конца. Примерно 1-2 километра придется ехать по грунтовке, которая очевидно планирует в ближайшие годы стать также асфальтированной. Недавно землю у водопада выкупило частное лицо. Это удивительной доброты человек, с которым нам удалось познакомиться. На одном уровне с верхней точкой водопада он строит домики в стиле экоотеля с волшебными видами на природный парк Мачахела. Уверены, это будет отличное место для ночлега любителей великолепных ландшафтов Грузии. Кроме того хозяин забоится не только о проживании, очевидно, за его счет осуществляется расширение дороги и устройство иной туристической инфраструктуры. Думаем, это стоит немалых средств. К слову, проход к водопаду стал стоить символическую плату. Оно и понятно, обустройство территории требует финансовых средств. Это нужно учесть при посещении.

Место нахождения: Грузия, Аджария, Трасса «Батуми-Ахалцихе» (Трансаджарская) до поворота на Кеда. Дальше, видимо, без навигатора никак не разобраться. Хотя можете попробовать поехать в сторону Намонастреви

Координаты: 41.57030933264173, 42.02751904381139

Посмотреть на карте

Поездка к водопаду Мериси была небольшой авантюрой. Мы недостаточно изучили особенности маршрута из-за отсутствия таковой информации в сети. По пути заехав пообедать в полюбившемся кафе рядом с мостом Тамары, с ужасом обнаружили кишащее туристами место вокруг известной достопримечательности.

Плотно пообедав, едем дальше. После того как мы свернули с трассы и проехали селение Кеда мы планировали найти некую «секретную купальню» недалеко от водопада, но, к большому сожалению, не смогли по указанным координатам ее обнаружить. На месте был только резкий обрыв вниз сквозь заросли деревьев. Вероятно где-то имеется относительно цивилизованный спуск, о котором мы пока ничего не знаем. Немного расстроившись, двинулись дальше к водопаду. С каждой сотней метров дорога неожиданно начала терять свою цивилизованность. А затем и вовсе стала непроездной. Кругом строительная техника. Но водопад вон он уже виден над верхушками деревьев.

Расспросив немного прохожих о красоте объекта, услышав, что идти однозначно стоит, идем дальше пешком, ибо мост через реку не внушил нам доверия. И только мы завернули за угол, как еще одно явление отбило у нас желание двигаться дальше. На холме над дорогой работал экскаватор, сбивавший склон для расширения границ существующей дороги. При этом все камни летели на дорогу. Только мы развернулись, как с той стороны незнакомый мужчина окликнул нас, командой остановив технику, позволил нам пройти к нему. Вот он тот «зверь», который расширяет дорогу внизу.

Дальше мы увидели, что к верхней точке водопада на гору есть крутая лестница. Высота нам показалась настолько головокружительной, что мы засомневались в рациональности подъема на нее. Знаем, что фото не могут передать масштабов, придется поверить нам на слово, что снизу подъем кажется невероятно опасным. Но, к счастью, это было лишь иллюзией.

Хозяина зовут Сулико. Да, как ни странно, это в большей мере мужское грузинское имя, хотя мы, благодаря известной песне, думали иначе. Он провел нам настоящую экскурсию. Этот человек просто сияет добротой. В первую очередь мы пошли к водопаду, чтобы увидеть его во всей красе.

Абсолютно понятно, что высоту водопада не видно на фото. На самом деле он достаточно высокий. Его высота составляет порядка 50 метров. А высота над уровнем моря около 736 метров. Водопад Мериси достаточно красив, чтобы только ради него ехать полсотни километров.

Как всем известно, водопады наиболее полноводны и эффекты после обильных дождей или после весеннего таяния снега. Поэтому очевидно, что в эти периоды вас будет ожидать более зрелищное падение воды.

Но уже по пути к нему вы поймете, что не зря поехали. Живописная дорога с видом на горные массивы парка Мачахела, крутые обрывы у края дороги будут щекотать нервы. По приезду невероятный крутой и не менее живописный подъем в гору. Если встретите Сулико, можете покататься над пропастью на канатке. Да, ее состояние не внушает доверия, но хозяин уверяет, что катается на ней каждый день, и в доказательство поехал вместе с нами)

Еще нам показали, как местные здесь подкармливают речную форель. Известно, что это единственная рыба, которая может подниматься вверх по небольшим водопадам. Пробрасывая в воду куски хлеба, мы с удивлением наблюдали скорость и невероятную реакцию речной рыбы, которая молниеносно захватывала еду.

Наверху нас ждала великолепная обзорная площадка. Именно здесь можно увидеть водопад сверху, но, к сожалению, вид немного портят поросшие на склонах кусты и деревья. Зато какой вид на горы! Именно здесь с видом на горы вы сможете просыпаться по утрам, когда Сулико достроит свой экоотель.

Сверху мы увидели вдалеке внизу наш автомобиль. К слову, подняться наверх не так просто. Людям не подготовленным придется останавливаться для отдыха. Чего не скажешь об уже не молодом хозяине этих мест. Неспешно, но без напряжения он поднялся с нами как молодой. Вот что делают с людьми горы, чистый воздух и, мы уверены, доброта.

После окончания нашей незапланированной экскурсии, вдруг обнаружили, что деньги остались в машине (заплатить нужно было за вход на территорию). Попросили Сулико немного подождать, пока мы сходим за деньгами. Но хозяин лишь пожелал нам доброго пути и попросил приезжать сюда еще. Да, для грузинской действительности это не редкость, уж очень душевные там люди в своем большинстве. Жаль, что не в любой стране так.

Впереди нас ждал еще один не самый приятный сюрприз, связанный впрочем с будущим благоустройством этой дороги. Вот так на горной дороге под склонами гор нам пришлось простоять минут 20, пока грузовик, стоящий перед нами не наполнится горной породой и не освободил нам дорогу. Это, конечно, мелочь. Впечатления от поездки это никак не могло уже испортить.

От Батуми водопад Мериси находится километрах в 50. Не видим иных вариантов, кроме как добираться на автомобиле. В маршрут прекрасно может вписаться большое количество иных достопримечательностей. По пути к Мериси можно посетить известный водопад Махунцети, мост царицы Тамары, Акведук, можно немного отклониться от маршрута и навестить Аджарский дом вина. Также по дороге вы увидите слияние рек Чорохи и Аджарисцкали, и многое другое. Полную информацию о нашем маршруте мы опишем немного позже.

Архикафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава в Вильнюсе 

Архикафедральный собор Святого Станислава в ансамбле с его башней-колокольней на Кафедральной площади мы бы отнесли, пожалуй, к третьему узнаваемому символу литовской столицы. В совокупности с башней Гедиминаса и Острой брамой фотографии собора с его интересной колокольней, стоящей отдельно от основного здания на фундаменте древней замковой башни, очень часто появляются на изображениях топа достопримечательностей Вильнюса.

Историческая справка: Существует мнение, что в 1251 году после крещения великого князя литовского, а позднее первого и последнего короля Литвы Миндовга (Миндаугас), он возвел на месте бывшего языческого капища новый христианский храм. Но недолго был король Литвы христианином. После 1261 года Миндовг снова являлся язычником, храм был разрушен, капище вернулось на место. В 1387 году великий князь литовский и король польский Ягайло «крестит» Литву и восстанавливает храм на том же месте.

В XV-XVI веках храм часто страдал от пожаров. В то же время собор постоянно реконструировался и расширялся, особенно под руководством великого князя Витовта (Витаутас). Известно, что в подземельях храма и похоронен великий князь Витовт в 1430 году, где его супруга Анна Святославовна была также захоронена ранее, в 1418 году. С XV века к собору начали пристраивать капеллы (или часовни). В капелле Святого Архангела Михаила и упокоились князь и княгиня.

В 1522 году в храме проводилась очередная перестройка итальянским архитектором. В этот же время на остатках башни Нижнего замка Вильнюса была возведена колокольня. В 1530 году колокольня пострадала от пожара. И снова в 1534 году реставрацией занялись итальянцы. До этого момента храм был возведен в готическом архитектурном стиле. А после реконструкции принял черты ренессанса. Новый пожар 1610 года стал причиной очередной реставрации. В этот раз работами руководил архитектор Вильгельм Поль. Работы длились до 1623 года, появилась капелла Святого Казимира, которую мы и сегодня можем наблюдать с внешней стороны храма с Кафедральной площади. Художественная декорация капеллы принадлежит руке итальянского мастера Константино Тенкалла.

После русско-польской войны 1654-1667, когда Вильно в течение шести лет разрушался русскими, до 1666 года восстановлением храма занимался австрийский архитектор Ян Винцент Сальведер. В 1701-1702 годах собор снова пострадал, на этот раз от шведов в рамках Северной войны. В 1769 году случилась новая трагедия: рухнула одна из башен, шесть священников погибло под ее завалами. В 1782 году перестройку собора начал литовский архитектор, профессор архитектурной школы известного Виленского университета, Лауринас Стуоки-Гуцявичюс. Это было радикальное изменение. Именно Стуоки-Гуцявичюс начал перестраивать храм в стиле классицизма, ему принадлежит авторство нынешнего шестиоколонного портика, он же для симметрии здания создал ризницы, капеллы, без которых здание выглядело несимметричным. В 1798 году архитектор скончался, не закончив свою работу. До 1801 годы их проложил другой профессор того же университета Михал Шульц, доведший внешний облик собора Святого Станислава до сегодняшнего вида. В этот же период возникли статуи на фронтоне портика (Святая Елена с крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир). Усилиями итальянского скульптора Томмазо Риги возникли статуи в нишах фасада. В 1832 году после польского восстания в ниши боковых фасадов из костела Святого Казимира перенесены скульптуры с южной стороны семь королей династии Ягелонов, с северной стороны пять святых ордена иезуитов.

Автор скульптур — профессор Виленского университета Казимир Ельский. Костел Святого Казимира стал кафедральным собором русской православной церкви. В 1859 году на хорах костела был установлен орган, стоявший ранее в костёле Августинцев. В 1889 году был создан новый орган.

В 1922 году распоряжением Папы Римского собору Святого Станислава и Святого Владислава в Вильнюсе был присвоен статус малой базилики. Напомним, что это звание римско-католического храма, имеющего особенное значение для всей католической религии. Во всей Литве насчитывается 8 таких храмов. Для сравнения, в Беларуси их всего три, в Украине — четыре. 26 апреля 1931 года в Вильно случилось наводнение, повредившее фундамент и стены костела. Вода в Вилии (ныне — Нярис) и Вильне поднялись выше нормы более чем на 8 метров.

В 1931-1939, когда Вильно принадлежал Польской Республике, проводились восстановительные работы. В период второй мировой войны в соборе проходили богослужения. Позднее советская власть устроила в здании храма склад. С фасадов были сброшены статуи святых. С 1956 года здесь открывается картинная галерея. Позднее давались концерты органной музыки. Ко второй половине 80-х годов под натиском верующих в здании разрешили богослужения. В 1989 году его вернули верующим окончательно. Сюда перенесли мощи Святого Казимира, восстановили статуи святых к 1993 году, начали проводить инаугурации литовских президентов, костел посетил Папа Римский Иоанн Павел II.

Место нахождения: Литва, Вильнюс, улица Швентарагё, Кафедральная площадь

Координаты: 54.686022233168636, 25.287691283486836

Посмотреть на карте

Да, собор Святого Станислава в Вильнюсе поражает масштабностью. Что до архитектуры, то в целом классицизм не настолько нас впечатляет, как, например, суровая неоготика или пышное барокко. Более того, с ходу и не скажешь, что перед вами именно католический собор, пока не увидите символы христианства на здании. Откровенно говоря, на первый взгляд кажется, что перед нами какой-то серьезный театр: вытянутое прямоугольное здание с массивным классическим шестиколонным портиком тосканского ордера. Но затем возникают сомнения.

Треугольный фронтон портика венчает статуя святой Елены с христианским крестом в правой руке. По обеим сторонам от нее изваяния Святых Казимира и Станислава. На тимпане заметен горельеф, изображающий жертвоприношение Ноя. Над классическим порталом также заметны рельефы со сценами из жития апостолов. Ниже четыре ниши со скульптурами евангелистов. По бакам от портика скульптуры Моисея и Авраама. На фризе портика между триглифами на метопах заметны рельефы, сюжет которых плохо различим с дальнего расстояния. С юго-восточной стороны храма можно увидеть огромную капеллу Святого Казимира.

Внутреннее убранство костела не самое впечатляющее, что было на нашем пути. Не видно фресок, зато очень много изящной лепнины. Алтарь несколько необычен, выполнен в виде классического четырехколонного портика, причем место ксендза, ведущего богослужение находится как бы внутри сооружения. С одной стороны, кажется, ничего необычного, с другой стороны, сложно вспомнить, видели ли мы такое еще где-то.

В подземелья костела мы не попали, да и можно ли туда попасть вне организованной экскурсии, непонятно. Зато внутри храма кроме всего прочего интересного можно найти чудотворную икону Пресвятой Девы Марии конца XVв. — начала XVIв.

Четырехъярусная колокольня, стоящая отдельно от собора, возведена на фундаменте древней башни Нижнего замка Вильнюса. Если сказать точнее, то первый ярус сооружения — это и есть сохранившаяся часть замкового оборонительного сооружения.

Толщина стен нижнего яруса колеблется в разных местах почти от 3 до почти 4 метров. Археологические раскопки говорят о том, что замок здесь был еще в XIV веке. К сожалению, документальных сведений об этом не осталось. Достоверно известно, что Нижний замок начал строить великий князь Витовт после 1419 года. Перестраивать боевую башню в колокольню собора Святого Станислава по общепринятым данным начали строить сразу после строительства храма. Подземная часть башни — четырехугольная, уходит на 1,2 метра под землю. Считается, что она построена на дне прежнего русла реки Вилия еще в XIII веке. Первый ярус сооружения представляет собой древнюю литовскую готику, имеет дверной проем на уровне второго этажа, который ранее выходил на замковую стену с внутренней стороны. Верхние этажи прорезаны узкими окнами для ведения обороны. В первой половине XVI века итальянский архитектор возвел второй и третий ярусы восьмиугольные в плане. Последний, верхний ярус был дополнен только в 1598 году. Позднее на нем появились часы, в 1672. Как бы это было не парадоксально, но получилась башня, в которой нижний ярус возведен в средневековом готическом стиле, второй и третий — в барокко, четвертый ярус — представитель классицизма. Башня разносит звон колоколов по всему старому городу каждые 15 минут.

Триглиф

Триглиф — элемент декора, как правило, на фризе классического портика дорического ордера в виде трех вертикальных планок. Чередуется с метопами.

Триглифы на фризе портика Собора Святого Станислава в Вильнюсе

Метопа

Метопа — элемент декора античного, а позднее и классического портика дорического ордера на фризе между триглифами. Метопы обычно декорируются росписью или рельефами.

Здание театра оперы и балета в Тбилиси

На известном в Тбилиси проспекте Шота Руставели достаточно много эффектных и элегантных зданий. Но здание театра оперы и балета, как нам кажется, вне конкуренции. Оно выделяется не только яркой окраской, но и необычно для Кавказа архитектурой. Да, это неомавританский стиль, архитектура, здания в которой на нашем пути пока еще можно сосчитать по пальцам.

Историческая справка: Строительство первого здания оперного театра Тбилиси началось 15 апреля 1847 года по инициативе наместника на Кавказе графа Воронцова. Архитектором выступил итальянец Джованни Скудиери. Первое здание было построено в 1851 году на Эриваньской площади (ныне Площадь Свободы). Оформление интерьера производилось русским художником, князем Григорием Гагариным. Здание вмещало 800 зрителей. 11 октября 1874 года случился сильнейший пожар, уничтоживший весь реквизит театра. А здание настолько пострадало, что было принято решение возводить новое. Так 3 ноября 1896 года появился новое здание театра, построенное немецким архитектором Виктором Шрётером. Новое здание вмещало уже 1200 зрителей.

Источник: friendingeorgia.com

Новое здание театра посещал Чайковский, который очень лестно выражался по поводу публики Тифлиса. В начале XX века здесь также выступали Сергей Рахманинов,  чешский композитор Ян Кубелик, итальянский оперный певец Анджело Мазини, Дмитрий Усатов и другие. Федор Шаляпин начал с этого театра свою профессиональную карьеру. В 1937 году театру было присвоено имя Захария Палиашвили, классика грузинской оперы, работавшего здесь. В 1973 случается очередной пожар, значительно повредивший интерьер здания. Однако, реставраторам удалось восстановить прежний облик интерьеров. Последние значимые ремонтно-восстановительные работы начаты в театре в 2010 году. Проведены серьезные работы по укреплению фундамента, фасадов, украшению интерьеров.  

Место нахождения: Грузия, Тбилиси, проспект Шота Руставели, 25

Координаты: 41.70098826723859, 44.79582859620967

Посмотреть на карте

Несмотря на обилие интересных памятников архитектуры по проспекту Шота Руставели в Тбилиси, здание театра оперы и балета смело можно назвать самым интересным. Здание выполнено в нехарактерном для Кавказа архитектурном стиленеомавританском.

Массивный двухъярусный портик главного входа богато осыпан архитектурным декором: орнаменты, наличники, балюстрады, стрельчатые арки дверных проемов, розетки и прочее. Кроме того, фаса изящно рустован.

По двум сторонам от портика на внешнем фасаде возведены две четырехъярусные башни, завершающиеся четырёхугольными куполами. Справа от здания театра расположен небольшой на очень уютный и красивый скверик с фонтаном.

Нам показалось, что именно, находясь в сквере, удобнее всего насладиться красотой здания и рассмотреть все его тонкие изящные элементы.

Если внимательно всмотреться в здание, то становится очевидно, что фасад не перегружен элементами декора, а приятная внешняя композиция достигается за счет грамотного сочетания рустовки с орнаментом, молдингами, ризалитами, колонками. Такое великолепие незабываемо! Но это лишь первый объект по пути проспекта Руставели. Идем дальше!

Острая брама

Острая Брама является интересным и символическим местом входа в удивительный архитектурный рай столицы Литвы, старый город. Фактически Острая брама — одни из девяти ворот в крепостной стене средневекового Вильнюса, единственные чудом сохранившиеся до наших дней. Но это не только объект архитектурного наследия города, это символ, почитаемый в Литве, Беларуси, Польше, место паломничества. Причиной тому находящаяся чудотворная икона Матери Божией Остробрамской в надвратной часовне XVIII века.

Историческая справка: История существования южных ворот средневекового Вильнюса уходит корнями в начало XVI века. Годы строительства ворот 1503-1522. Вначале это были одни из пяти ворот в городской стене, затем ворот стало девять. В 1514 году встречается первое упоминание о воротах. Тогда они носили название «Мядининку», так как выходили из города в сторону Мядининкая, где находился замок (к слову, на сегодняшний день восстановленный). Не прошло и века, как по неизвестной для нас причине ворота стали называть «Острой брамой». Впервые такое название встречается в 1594 году. Непосредственно ворота с арочным проемом были возведены когда-то в готическом стиле, позднее надстроенный фасад с пятью бойницами уже имеет черты ренессанса.

Первая часовня над воротами была деревянная и построена она была в 1671 году монахами ордена кармелитов специально для иконы Матери Божией Остробрамской. В 1715 году деревянная часовня уничтожена пожаром. В 1754 году появилась первая каменная часовня в стиле барокко. Архитектор итальянского происхождения, работавший в ВКЛ Пьетро де Росси в 1789 году создал лестницу в крытой галерее. И только в 1829 году часовня наконец приобрела современный вид в классическом архитектурном стиле.

Костёл Св. Терезы и Остра брама. Зыгмунт Фогель. 1847 год 

В период польской власти в Вильнюсе в 1927-1932 годы Острая брама реставрировалась. Следующая реставрация прошла уже в годы независимой Литвы, в 1993 году перед приездом Папы Римского Иоанна-Павла II.

Место нахождения: Литва, Вильнюс, улица Айшрос Варту, 14

Координаты: 54.67445492738218, 25.289528037570033

Посмотреть на карте

Острая брама наряду с башней Гедиминаса является еще одним символическим объектом Вильнюса, который ни чем не выделяется в своей архитектуре на фоне остальной красоты старого города, но имеет колоссальное духовное, культурное и историческое значение. Слово «брама» на польском и белорусском языках означает ворота, поэтому прямой перевод термина «Острые ворота». В то же время литовцы называют это место «Aušros Vartai», что дословно означает «ворота рассвета» или «ворота зари». Некоторые русскоязычные жители столицы называют их еще «Святыми воротами».

С внешней стороны мы видим арочный проем с надстроенной часовней в стиле классицизма. Четыре пилястры поддерживают треугольный фронтон. Между пилястрами три арочных оконных проема без декора. На тимпане массонский символ и надпись на латыни «Mater misericordiae», которая продолжается ниже на фасаде между пилястрами. Полный текст «Mater misericordiae sub tuum praesidium confugimus», что переводится как «Матерь милосердия, мы прибегаем под твою защиту». Над фронтоном виднеется невысокая колокольня. С обратной стороны совершенно иная картина.

Здесь сохранился ренессанс в архитектуре. По двум сторонам от арки размещаются копии иконы Матери Божией Остробрамской с надписями на литовском (слева) и польском (справа) языках. «Witaj królowo» — «Приветствуй королеву». Имеется в виду Богоматерь. Дело в том, что давно существует традиция проходить через ворота со снятым головным убором, приветствуя тем самым чудотворную икону. Над иконами размешены небольшие ниши, назначение которых не совсем понятно, вероятно просто декор. На фасаде выделяются пять амбразур, а между ними неглубокая ниша с образом Иисуса. В завершение первого яруса между молдингами заметен плохо различимый маскарон. Второй ярус башни декорирован гербом Великого княжества Литовского, находящегося между грифонами, а также наличники и сандрики ложных окон.

По внутренним лестницам с Острой брамы можно выйти в помещение костела Святой Терезы. Внутри ворот до сих мор можно подняться по лестнице к чудотворной иконе. Фотографировать сейчас внутри нельзя. Однако мы нашли в своих старых архивах фотографию времен, когда еще запрета не было. Предположительно икона создана в период между XV и началом XVII века. Автор неизвестен. Исследователи отмечают, что изображение Богоматери без младенца — достаточно большая редкость для католической традиции.

Икона считается чудотворной, почитается как католиками, так и православными, является одной из главных святынь Литвы. Считается, что Матерь Божия Остробрамская (также используется название Мадонна Вильнюсская) помогает бездетным парам обрести детей. Рядом с иконой очень много даров, в основном золотых и серебряных сердец в знак благодарности иконе за обретение детей.

По поводу происхождения названия «Острая брама» нет единого мнения. Среди историков гуляет множество версий, от торчащих в XVI веке острых шпилей до наименования квартала, содержащего слово «Острый», «Острая» и т.п. Наиболее вероятная версия, хотя совершенно не доказанная, связывает название с владением великого гетмана литовского Константина Острожского ( 1460 — 1530). Но и здесь есть много вопросов.

С главными воротами столицы также связана антифашистская операция польской Армии Крайовой по освобождению Вильнюса от гитлеровских войск. Операция носила название «Острая брама». Армия Крайова воевала против фашистов в Вильнюсе бок о бок с советскими войсками. После освобождения Вильнюса, польские войска были репрессированы, как это обычно случалось в то время.

Костел Божией Матери Шкаплерной в Мяделе

Не все примечательные костелы Беларуси мы успели упомянуть на страницах нашего ресурса. Долгое время нас привлекал костел Божией Матери Шкаплерной в небольшом, но живописном городе Мяделе Минской области. И вот, наконец, выпала возможность до него добраться. Примечателен костел не только своей торжественностью и красотой, а еще и тем, что в его архитектуре присутствуют нехарактерные для Беларуси черты барокко и совсем уж не характерного для этой страны рококо.

Историческая справка: В XVIII веке местный населенный пункт носил название Старый Мядель. О его владельце Антоние Кощице ходят разные слухи, легенды. А вот его непосредственная инициатива и выделенные средства на строительства костела в Старом Мяделе доказаны документально. В 1756 году владелец местечка на свои средства строит костел и монастырь для монахов ордена кармелитов. Есть мнение, что строительство храма Антоний начал в знак благодарности за наследника, которого он так долго ждал. 15 августа 1756 года костел был освящен. В 1772 году была также освящена и Мядельская Кальвария. После польского восстания 1830 года начались гонения на католиков в Российской империи. Массово закрывались католические монастыри. В 1832 году был закрыт и мядельский монастырь кармелитов. Сюда переехал минский женский униатский монастырь ордена базилиан. Но уже в 1834 году здесь обосновался женский православный монастырь. После советско-польской войны Мядель вошел в состав обновленной Польши, монастырь был возвращен ордену кармелитов, где они обитали до второй мировой войны. В 1928 году кармелиты значительно обновили Мядельскую Кальварию, построив новые часовни. Во второй мировой войне кармелиты поддерживали польских партизан Армии Крайовой. 11 сентября 1943 года здание монастыря сожгли советские партизаны. В 1949 году был арестован и сослан в Казахстан местный ксендз, пробывший в ссылке до 1956 года. Здание костела советской властью использовалось как склад сельхозтехники. В 1989 году здание костела и монастыря вернули католикам. В 2019 году в тайнике костела на основании записок монаха 1940 года, найденных в Кракове, нашли святые мощи святой Терезы, папы Григория Великого и святой Цецилии. Крайне запущенное состояние помещений предопределило долгую реставрацию. Обновление святыни в целом на сегодня завершено, но еще продолжатся некоторые отделочные внутренние работы. Также в реставрации нуждается здание плебании (дом ксендза).

Место нахождения: Беларусь, Минская область, город Мядель, улица Гуриновича (улица Мира, 6)

Координаты: 54.88237725780325, 26.922580184452364

Посмотреть на карте

Как мы уже упоминали, здание костела Божией Матери Шкаплерной в Мяделе возведено в стиле позднего барокко, но достаточно нестандартного для Беларуси. Аналога в этой стране не встретить. Такой стиль характерен в большей мере для более западных стран Европы. К тому же специалисты усмотрели в архитектурном стиле храма черты рококко, которого в принципе не бывает ни в западной ни уж тем более в восточной Беларуси. Некоторые усматривают схожесть строения с костелом Сердца Иисуса в Вильнюсе. Кто-то находит также черты ренессанса, но это скорее совпадение, так как в XVIII веке ренессанс давно уступил место более пышному барокко.

Костел на фото выглядит компактным и невысоким, в реальности он не самый маленький на нашем пути. Здание достаточно высокое, семеричное. Первый ярус в плане квадратный, второй ярус, на котором возвышается массивный восьмигранный купол, — восьмерик. Крестообразную композицию в плане создают портики с треугольными фронтонами, находящиеся с трех сторон. Портик отсутствует с тыльной стороны, где обычно располагается апсида. Костел в Мяделе безапсидный. При этом за пределы линии фасада выступает неглубокий ризалит, увенчанный треугольным щипцом.

Купол прорезан большими люкарнами с лучковыми оконными проемами, обрамлением изящным тонким наличником и треугольными мощными сандриками. Все соединения фасада с кровельными элементами опоясаны молдингами и карнизом с мелкими дентикулами. Массивные пилястры дорического ордера дополняют декор фасада по углам здания.

Интересно выполнена поддержка фронтона в портике. Круглые колонны коринфского ордера словно вточены на места пилястр. Стоят на высоком пьедестале, завершаются поддержкой архитрава, разрезанного на уровне окна. Здания монастыря и колокольни на сегодня также отреставрированы. Ждет своей очереди только плебания (дом ксёндза).

Кто-то ошибочно полагает, что в исторических документах этот костел называется костелом Святого Станислава. Однако это не так. Костел Святого Станислава действительно существовал в Старом Мяделе. Но его в 1943 году также уничтожили советские партизаны.

Костел располагается на невысоком холме рядом с живописным озером Мястро. Как известно, рядом с Мяделем находится самое большое озеро Беларуси — Нарочь, которое практически вплотную прижимается к местному Мястро. На Нарочи есть много развлечений на любой вкус. Нам по душе пришлось когда-то посещение туристического комплекса «Наносы-Отдых». К тому же можно прогуляться по Мядельской Кальварии, тропу, повторяющую путь Иисуса к Голгофе. Кальвария находится в паре сотен метров от города и занимает порядка 2 км, половина из которой проходит по лесной тропе и выходит к живописному холму на берегу озера.

Башня Гедиминаса

Если во многих столицах мира, как правило, есть несколько достопримечательностей, которые могут побороться за звание символа города, то в Вильнюсе нет конкурентов у известной башни Гедиминаса. Но совершенно не от того, что в Вильнюсе мало других объектов для посещения. Отнюдь, их очень много. А с учетом того, что столица Литвы далеко не самый крупный город Европы, мы бы сказали, что город значительно перенасыщен ими. Башня Гедыминаса имеет символическое значение не только для столицы, но и для всей страны в целом.

Историческая справка: Небольшой парадокс названия башни заключается в том, что западная башня Верхнего замка в Вильно была построена в годы правления великого князя Витовта, а не его деда Гедимина. Правда, до недавнего времени строительство приписывали именно Гедимину. С другой стороны, почему бы не назвать башню в честь другого великого князя, при котором ВКЛ выросла вдвое, а столицу из Новогрудка перенесли в Вильну. К тому же непонятно, когда гору, на которой возвышается башня, стали называть горой Гедымина. Ее название пошло от башни или башню стали называть одноименно с горой? Ответа пока нет.

Строительство готического Верхнего замка на месте старого, вероятного, деревянного, а вместе с ним и известной башни происходило в период 1419-1422 годы по указанию великого князя. Предполагается, что деревянный замок здесь стоял еще в XIII веке, до правления Гедимина. В период с 1365 по 1402 годы старый замок постоянно подвергался набегам рыцарей Тевтонского ордена. Известно о 8 подобных посягательств на Виленский замок. Последняя осада 1402 года продлилась 3 недели. В 1419 году случился пожар, от которого вероятно катастрофически пострадали и Верхний и Нижний замки. Это и привело к строительству нового кирпичного укрепления.

С течением времени развитие и повышение роли в войне артиллерии сводили на нет обороноспособность средневековых стен замков. С XVII века Верхний замок в Вильно стал ветшать, а в дальнейшем был практически заброшен. Непродолжительное время здесь располагалась тюрьма для шляхтичей. В 1655 году Верхний замок был впервые взят вражеской армией. В ходе войны Речи Посполитой с Русским царством, которую поддерживали казаки Ивана Золотаренко замок пал под ударами войска князя Мышецкого. Русские орудовали в замке и городе в течение 5 лет. Только в 1660 году польско-литовские войска смогли выбить русских из города, но взять замок с ходу не удалось. Осада длилась 16 месяцев. Только в ноябре следующего 1661 года удалось добиться взятия замка. По разным оценкам из гарнизона в 700-1300 человек осталось в живых только 78. Эта осада стала для замка последней. После нее уже никого не интересовало восстановление замка. В XIX веке были снесены остатки стен.

Гора Гедимина. Трутнев Иван. 1870 год

Оставшаяся западная башня непродолжительное время применялись по различным назначениям: от пожарной каланчи до кофейни. С 1870-х годов замковая гора доступна для посещения туристам. В 1890 году для удобства на горе была организована спиральная дорожка, существующая на горе и сейчас. В 1922 году здесь развивался флаг Польши, которая оттеснила советскую армию на восток. После советско-польской войны, в 1930-е годы, поляками был надстроен третий этаж башни, которого к тому моменту она давно лишилась. Во время второй мировой войны башня снова значительно пострадала. С 1948 года начались новые восстановительные работы, продлившиеся 12 лет, была облагорожена территория. В 1960 году в башне открылась музейная экспозиция, посвященная истории города Вильнюса. Символ столицы Литвы также реставрировался в 1995 году.

В 2003 году Литва праздновала 750-летие коронации Миндовга (король Mindaugas). В честь этого события на гору к башне был открыт фуникулер. В 2010 году было обнаружено оползание горы Гедиминаса. Начались серьезные работы по предотвращению оползней. Работы длились более двух лет. При этом в 2011 году принимается довольно странное решение о вырубке деревьев на горе. И без того ненадежный грунт, который кое-как удерживался корнями деревьев, было решено лишить последней сцепки. В 2013 году вырубка деревьев усугубила ситуацию. По этой причине в 2016 году посещение Башни Гедиминаса было закрыто. Велись дополнительные работы. По состоянию на ноябрь 2022 года доступ к башне и музейные экспозиции открыты для посещения.

Место нахождения: Литва, Вильнюс, Старый город, улица Арсенало, 5

Координаты: 54.68676341215689, 25.290575612322638

Посмотреть на карте

Режим работы: 10:00-20:00 ежедневно

Стоимость: Взрослые = 6€, школьники, студенты, пенсионеры = 3€. Имеются также семейные билеты. 1 взрослый + до 4 детей = 9 €, 2 взрослых + до 4 детей = 15 €. Есть и другие варианты. С ними можно ознакомиться на сайте музея в разделе «Ticket prices».

Сайт: lnm.lt/en/museums/gediminas-castle-tower

Куда едут все туристы, путешествующие по Вильнюсу? Ответ очевиден: в старый город. Он неописуемо великолепен. И вот уже, гуля в старом городе, едва ли можно не заметить возвышающееся над всеми зданиями строение на высокой горе.

1 января 1919 года на западной башне разрушенного Верхнего замка Вильнюса впервые был поднят литовский флаг. С приходом русских, флаг был спущен. В 1922 году после поражения советской армии против войска польского, на башне развивался уже польский флаг. Начало второй мировой войны, сентябрь 1939, в Вильно вновь приходит красная армия. В октябре того же года флаг на башне вновь приобрел цвета литовского триколора. А спустя год здесь развивался уже флаг литовской ССР. В 1944 году после успешной операции по освобождению Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков польская «Армия Крайова», которая принимала непосредственное участие в операции, вновь установила польский флаг на башне. Но ненадолго. У НКВД были другие планы. Сталин не планировал после войны отдавать захваченные польские земли обратно. В ходе непродолжительного конфликта на башне появился красный флаг СССР. Свидетели тех событий рассказывают, что флаги Польши и СССР несколько раз сменяли друг друга на башне в течение некоторого периода. Однако после окончания второй мировой здесь обосновался на следующие 40 с лишним лет флаг Литовской ССР. 7 октября 1988 года литовский трехцветный желто-зелено-красный флаг. Отсюда и такой высокий символизм Башни Гедиминаса в Вильнюсе. Она всегда несла знамя действующей в стране и городе власти.

Исходя из запланированного времени вы можете выбрать посещение башни Гедиминаса, забравшись на гору, а затем на крышу башни, или просто полюбоваться несколько суровым готическим средневековым сооружением, из которого, кажется, вот-вот начнут лететь снаряды и спускаться боевая конница. В пасмурную погоду башня на горе выглядит даже несколько зловеще. Кто всё-таки решиться подняться по спиральной тропе, выложенной булыжником, приготовьтесь потратить определенное количество сил. Подняться на гору не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для ленивых туристов предусмотрен фуникулер стоимостью в 1€. Но это для слабаков) По тропе гораздо интереснее!

В середине своего пути вы сможете полюбоваться новым городом, современной застройкой, а также протекающим ниже Нярисом (река, которую в Беларуси называется Вилией), мостом Миндаугаса. А также немного отдохнуть.

Внутри башни находится музейная экспозиция. К категории must see мы ее не отнесем. Хотя она довольно симпатичная. Здесь вы найдете древние артефакты, средневековое оружие, доспехи, макеты древнего города и т.п. В больше мере, наверное, всех заинтересует продвижение по узким винтовым лестницам башни к ее смотровой площадке. На лестнице с большим трудом могут разойтись 2 человека.

И апогеем посещения замковой башни является выход на крышу верхнего яруса башни, где находится отличная смотровая площадка. С верхней смотровой площадки вид на город открывается очень даже неплохой. Но, как известно, Вильнюс — едва ли не самая пасмурная столица мира. Пасмурных дней тут чуть больше чем в Лондоне, Риге, Таллине и Минске, и даже больше чем в Санкт-Петербурге. Поэтому в мрачный день картинка получается такая же невеселая.

В целом башня Гедиминаса производит нужное впечатление на туриста. Но тут обязательно понимать, что эта достопримечательность имеет для страны и города в большей мере колоссальное символическое значение, нежели как архитектурный шедевр. Наш традиционный совет: не завышайте ожидания! Только в таком случае вы будете в восторге!